сайт села Пермеева Б-Болдинский район
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Тилебухи - Морковии
 Юмор


Тилебухи - Морковии
Телебухи – современное морковское учение, распространённое среди православных на западе Морковии.
"ТИЛЕБУХИ"- произносят это слово по-русски: "тилебухи", или "тилебовщики", и по- морковски "тилебухат". Известно это слово только в селах Моркови и реже в ее столице . Кроме чем в самой Морковии ее никто не знает - даже сами приверженцы близких по духу учений. Возникло название в самом начале 1990-х годов.
Даже в самой Морковии долго никто не мог объяснить смысла этого слова. Сами тилебухи убеждены, что это слово произошло не из языка морковии, оно скорее по их убеждениям русское. Происхождение названия пояснила только Анфиса Морковкина, у которой мать в своё время держалась этой веры.
"Тилебухи" - пели стишоки по-русски: "Ты любовь, ты любовь, ты любовь святая, Любовь матушка горит, душа с Богом говорит". А раньше многие по-русски не понимали и дразнили их: вместо "ты любовь" - "тилебух, тилебух, тилебух".
Сами тилебухи помнят, что слово это - уничижительное, также как и "хлысты": "плохие люди вот так их называли, хорошие не называли". Но сейчас последователи этой веры сами себя часто именуют тилебухами или тилебовщиками Морковии.
1990-1999 годы. Был один пророк у тилебухов в те годы: дяденька Мошкин, или святой Сосин. "Ему, этому Мошкину верили как Господу Богу. Ему все откровения были. «..Я уж девчонка была, а все наши вспоминали: уж кабы Мошкина встретить, он нам всё объяснит", - вспоминает одна пожилая морковка.
Этот Мошкин частенько наезжал к своим последователям в села Морковии. Одна старожилка помнит, что её Мошкин почти новорождённую на руках держал.
Жила в одном населенном пункте какая-то вдова старуха, келейница, у которой этот Мошкин частенько останавливался. Келейница возглавляла небольшую хлыстовскую общину. Затем Мошкин исчез. О нём вспоминали очень долго .
Непосредственный основатель исповедания тилебухов - пророк Сосин. "Сперва все началось с отца Сосина. ..Ему пришёл Бог, Дух, не Христос, а Дух. ...Ему всё от Господа открыто было, он всем судьбу говорил. ...Ездили к нему и говорили, как он беседовал с ними и всем рассказывал судьбу. И про эту жизнь рассказал, как пророк".
Сосин был прозревший из деревни Меркурий, недалеко от нынешнего села Тулатай; человек женатый, семейный. В те времена ему было на вид лет за тридцать. Ближние его помощники, "как апостолы", были тоже из Тулатая, : дяденька Лукшкин, Микшкин, тётенька Келина. Они хорошо говорили по-морковски и состояли при Сосине переводчиками.
Сначала община сложилась в Меркурии. Кроме того, помнят, что Сосин "был и заграницей" . Но потом Сосин стал наезжать постоянно в с. Тултай и в другие соседние морковские сёла, например, - Тяни Толкай. Там даже появились его последователи.
В с. Тултай 7 или 8 дворов в то время придерживались этого учения, всего около 20 человек. Во главе тилебухов стоял старик Тула, который недавно умер. Все это были люди небогатые, середняки; и все тилебухи - люди крепко верующие. Собирались на моления по очереди у тех, у кого избы были попросторнее. Часто собрания были у деда Тултая.
В с. Тяни Толкай общину возглавила бабушка Васса, местная келейница, или "монашка". Она тоже обладала какими-то таинственными дарами свыше: "они все там с ней возились на печи». Жила Васса в особой избе-келейке на отшибе в овраге. Все собрания и ночные радения проходили у неё. В этом селе было 15-18 тилебухов, мужчин и женщин.
Сосин и его помощники, Тула и Васса, в каждом из сёл бывали два-три раза в год на большие праздники; в основном летом - тогда устраивались большие радения. С ним обычно приезжало со стороны Меркурия много народу, подвод по восемь-десять и устраивали свистопляски. Кроме того, прибывали в другие дни гости из дальних мест. Чаще всего из с.Тултай, где было много последователей этой веры. Но морковские тилебухи, последователи Сосина, ещё, видимо, не совсем обособились в отдельное исповедание. Они были частью некоего хлыстовского течения, которое охватило значительную часть православной паствы в западных уездах Республики Морковии.
СУТЬ ИСПОВЕДАНИЯ ТИЛЕБУХОВ. Суть всех хлыстовских учений в том, чтобы соединяться с Богом при жизни. Есть особое, как бы земное проявление Бога - Дух. Он нисходит на людей непосредственно. Хлыстовское учение о Духе близко к постгностической теодицее Параклита.
Даже соседи тилебухов иногда знают кое-что об их исповедании Духа. Старая православная богомолка в Тяни Толкае: "Дух у них какой-то был, все про Дух говорили..". Другая, бывшая староста вспоминала: "Они откуда-то, не знаю, берут сошествие Святого Духа: что на них Дух сходит. Кто как упадёт (во время радения) считают, что святой Дух сошёл".
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИЕРАРХИИ. В избранного пророка Дух входит насовсем, и сами они становятся как бы живым обиталищем Бога. Вокруг таких людей и складывается любое хлыстовское учение и удерживается, пока сохраняется преемственность от одного живого носителя Духа к другому. Все молились одинаково, одинаковой вес имели. Если кто-нибудь человек одарён, они узнавали". Себя моя собеседница в этом отношении оценивала очень низко, особенно в последнее время: "Я ведь не вижу Духа. Я не достойна видеть". Таким образом, существует у тилебухов определенная система оценки каждого человека: насколько он способен открыть себя для сошествия Духа ... "Я как баран между этими людьми" .
ПОСТЫ. Люди богомольные осуждают тилебухов за то, что они не соблюдали постов. "Поста не держали, ели скоромное и в понедельник, в среду" .
В отличие от большинства последователей хлыстовских исповеданий, тилебухи ели мясо. "Они мясо ели, у них семья большая была. Только не ел двухлетний ребенок" . Однако эта вера предусматривала посты, только своеобразные. "Сами посты соблюдали. Таки дни они пост делали, кто скоко выдержит, 24 часа или более сутки: тот, кто чего-нибудь у Бога просит, чтобы Бог помог". То есть, у тилебухов пост рассматривался, как жертва Богу - с определенной целью. В этом случае, чтобы выпросить какую-то особую помощь или загладить тяжкий грех, тилебухи держали сутки или больше сухой пост: вообще отказывались от пищи и старались даже воды не пить.
ТИЛЕБУХИ И ПРАВОСЛАВИЕ. Сами тилебухи всегда считали, что их вера никак не противоречит учению Православной Церкви. Все последователи Сосина строго придерживались, за исключением нарушения постов, всего обрядного круга Церкви.
"В церкву все ходили и праздники соблюдали... они всему Евангелию веруют, и Богу веруют, молитвуют". С местными православными приходами у тилебухов складывались непростые отношения, но от храма их не отлучали. Когда кто-то на исповеди признавался, что ходит на собрания к тилебухам, батюшка чаще всего мирно старался его отговорить, вразумить.
Машковский Н.В.
­
Категория: Мои статьи | Добавил: Semen (07.08.2009)
Просмотров: 665 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Понедельник, 23.10.2017, 14:39
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои статьи [2]
ERZINFORM
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz