сайт села Пермеева Б-Болдинский район
 
Главная » 2009 » Август » 1 » История эрзянского села Пермеево
История эрзянского села Пермеево
22:17
                              


  Пермеёво Б.Болдинского района – большое эрзянское село. Точных данных, когда образовалось село нет, но надо полагать, что эрзяне населяющие Пермеёво , издавна осели на этом месте.

     О том, что село с давних времён населяют эрзяне, говорят многочисленные географические названия с окончанием «лей», что значит река, овраг: Панжумалей, Бектялей, Перьгалей и т.д.

Фамилии, в основном, произошли тоже от эрзянских слов и словосочетаний. Вирясов – от слова вирь (лес), Видяев – от Ведь-ава (держательница воды). Ашутов – от ашо тов (пшеничная мука), Суродины – от суро (палец).

До конца XYIII в. Пермеёвцы хранили этническую веру. Старые люди из поколения в поколение рассказывали, что за поймой реки Азанки был крупный лес. Там стоял толстый вяз, где пермеёвцы проводили обряд Озкса.

  На чисто эрзянском языке, Пермеёво звучит несколько иначе – Пирьнёв, а пирь(пире) – это граница, межа, загород. Остаётся только гадать, что это была за межа и с чем.

Со времён крепостного права и вплоть до октябрьской революции в селе было два общества. В первом были барские крестьяне ( до сих пор эта половина села, а именно улицы Нечаевка,  Будённого, носит название Барская). Вторая половина села – удельная (Удёлной). В 1795 г для управления дворцовыми крестьянами был учреждён департамент уделов, поэтому бывшие дворцовые крестьяне стали называться удельными.

 Крепостные крестьяне принадлежали роксажонскому помещику. В селе не было помещичьего дома, но были складские помещения. Дом же находился в двух верстах от села. Это место и поныне жители называют хутором (кутура).

До нашего времени сохранилось несколько старых лип  и вётел из барского сада, да небольшой заилившийся пруд. Сам барин был здесь лишь наездами, делами заправлял его управляющий – Аким Борисович Шестаков, единственный грамотный человек в селе. Барин строго взыскивал оброк и заставлял выполнять барщину. В конторе на каждого хозяина имелся лицевой счёт, где отмечались денежные платежи и всякие работы.

Поскольку крестьяне сплошь в селе были неграмотные, весь мирской счёт – независимо от конторы – вёлся на бирках. На этих бирках особыми зарубками отмечалось, сколько у кого скота, и какого. Таким же путём считались мирские деньги. Избранный обществом сборщик налога отмечал условными зарубками, кто сколько заплатил. (необходимо пояснить что это и был эрзянский счет и письменность)

Помещичьей земли было 150 десятин. Крестьян продавали и покупали. По рассказам старожилов, часть крестьян была продана в Самарскую губернию, а часть в Яз и другие окрестные сёла.

Между улицей Бодякшина И.Х. и Нечаевкой есть поле с названием  Жилище. Именно на этом месте  и была улица, на которой проживали крестьяне, сменянные на гончих собак язовскому помещику.  После отмены крепостного права, многие крестьяне вернулись в Пермеёво.  До недавних пор, в с. Яз встречались эрзянские фамилии, а на Жилище, люди до сегодняшнего дня находят черепки от глиняной крестьянской утвари, бусины, и т.д. И до сегодняшнего дня жители половины села именуемой Барская не любят собак.

Основным занятием пермеёвцев  было всегда земледелие и скотоводство. Почти в каждой семье имелись корова, лошадь, овцы, птица. В более зажиточных семьях держали по нескольку коров, лошадей.

Мельниц и крупорушек не было, всё делали вручную. В каждом доме был жернов, на нём мололи зерно. Просо, гречу толкли в ступе пестом. Позднее у зажиточных крестьян появились крупорушки.

Одежда у крестьян была домотканой. На каждом участке сажали коноплю, осенью её убирали,
вымачивали, мяли, трепали, обрабатывали в кудель. Зимой из кудели женщины пряли нитки.      Потом на станках ткали полотно и обрабатывали разными способами: отбеливали, красили.
(фото из музея в с.Пикшень)

Мужики зимой батрачили в хуторах, уходили в бурлаки на Волгу. Ездили с обозом в Лысково за солью и другими продуктами.
 Почти все избы в Пермеёве до конца 19 в. топились по-чёрному. Нередко  если загорался дом, то выгорал весь порядок, поскольку крыши были соломенными, а дома стояли близко друг от друга. Для того чтобы предотвратить такие случаи, перед домами и
между ними сажали вётлы, так как огню при  

пожаре труднее было перекинуться через раскидистые кроны деревьев. Эти вётлы до сих пор сохранились в старой части села. Некоторым из них по нескольку сот лет.

Семьи были большими, по 8-12, а то и 20-25 человек. Была высокая смертность и рождаемость. У крестьянки Авдотьи Жданкиной было 18 детей, все они умерли в возрасте до двух лет, кроме одной девочки, дожившей до 7 лет.

После отмены крепостного права, все свои земли барин продал болдинским богачам: Галкину, Хилову, Вилянову, а они в свою очередь в девяностых годах XIX в. продали пермеёвским богачам-однофамильцам Надёжкиным по 25 десятин, Даняеву 75 десятин

 В селе имелась церковь, но она была построена сравнительно поздно в 1885 г. До этого пермеёвцы являлись прихожанами церкви с. Чиресь.

Церковь в Пермеёве строилась благодаря стараниям иеромонаха Оранского мужского монастыря Иннокентия (в миру Ерофей Надёжкин). Он был уроженцем  села. Здесь на месте строительством занимался его родной брат Надёжкин Давид. Это был истинно верующий человек. После смерти его похоронили на территории церкви недалеко от ворот.

Церковь относилась ко второму Благочинническому округу Лукояновского уезда Нижегородской епархии. Храм был деревянным, двухпрестольным. Освящён во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Прихожан насчитывалось всего 378 мужчин и 353 женщины. Штат церковного причта  состоял из священника и псаломщика. За церковью насчитывалось 36 десятин земли.

Первым священнослужителем Пермеёвской церкви был М.В. Неведомский, а псаломщиком – А.Ф. Браницкий.

Через полтора десятилетия число прихожан увеличилось, их насчитывалось более тысячи. К этому времени при церкви имелась церковно-приходская школа. Законоучителем был в ней местный священник иерей Василий Матвеевич Ремизов, священствовавший в том приходе с 1892 года.  Псаломщиком в те годы служил В.А. Сперанский, а церковным старостой А.А. Даняев. Могила А.А. Даняева так же находится рядом с могилой Д. Надёжкина на территории церкви.

В 30-х годах прошлого века храм был закрыт, разграблен и сломан. А.И. Даняева, одна из свидетельниц тех событий рассказывала, как был сброшен с колокольни большой колокол, один из самых звонких колоколов в округе. Упав, он разлетелся на мелкие осколки, удар был такой силы, что содрогнулась земля. Для истинно-верующих прихожан разорение церкви было настоящей трагедией, но находились и такие, которые растаскивали старинные иконы и мостили ими полы и ремонтировали жилища.

Наиболее ценные вещи из церкви увезли, остальное: уцелевшее иконы, книги и т.п. верующие разобрали по домам.

Вплоть до 90-х г. Прошлого века на месте храма находился клуб, а после его закрытия, там был открыт молитвенный дом. В него и была возвращены жителями  сохранившиеся церковные святыни.

 

В 1918 году после октябрьской революции в селе установилась советская власть. Она была установлена мирным путём. Воевать в селе было не с кем, помещика не было, а если и были недовольные, то они особо не выступали.

В селе была создана парт-ячейка, её членами были: Х.Л. Бодякшин, И.М. Щербаков, В.Ф. Видяев, Я.Т. Миронов, Я.Г. Надёжкин и др. В Этом же году был создан комитет бедноты. Его возглавил И.Е. Давыдов. Комбед конфисковывал излишки хлеба у кулаков и отправлял государству. Некоторые комитеты действительно работали, но были и такие, где процветало пьянство и другие аморальные явления. Не пользовался авторитетом и Пермеёвский комбед.  Старожилы, те  которые помнили лично И.Е. Давыдова, характеризуют не с лучшей стороны. Его домашнее хозяйство, было одним из худших в селе.

В 1920г. В селе организуется товарищество по совместной обработке земли. Председателем его избрали Кузьму Захаровича Надёжкина. Его стараниями приобрели жнейку и конные грабли.

 В 1929г. в селе создаётся колхоз «Борец». В него вступили около 30 единоличных хозяйств. В основном это были бедняки. В колхозе насчитывалось 200га земли, с десяток лошадей, столько же плугов, сохи, бороны.

Начинается массовое раскулачивание и репрессии среди крестьян, отнесённых к «классово-враждебным элементам». Среди раскулаченных из нашего села были такие, которых высылали за пределы области. А.С. Четвертаков был осуждён на пять лет лишения свободы, Егор Васильевич Даняев был раскулачен и выслан с семьёй в Пермскую область.

Были ли эти люди действительно классовыми врагами? -  Нет! Эти «Враги» были такими же крестьянами, как и остальные сельчане, ходили в зипунах, лаптях, работников не держали. Во время страды мужики, бабы, дети дома не жили, оставались даже ночевать в поле.

Был в селе, такой как тогда называли кулак – Даняев Сергей Афанасьевич. Семья у него была большая – 13 человек. Вместе с ним жил его женатый сын с семьёй и брат. В 1930 году их раскулачили. Отобрали дом-пятистенок, клеть, двор, конюшню, амбар, маслобойку, подвал, конный привод. Пчёл – 13 семей, 2 лошади, 2 коровы. Часть отобранного перешла в колхоз, часть сломана и  продана. В кулацком доме много лет находилось колхозное правление. Семья кулака скиталась по квартирам, а поскольку люди были они трудолюбивые, то смогли встать на ноги, вновь отстроиться. В 1933 году их вновь раскулачили. Тогда уже главой хозяйства был сын Даняева – Матвей Сергеевич. Вновь отобрали дом, баню, корову, лошадь, овец. Сергей Афанасьевич вскоре тяжело заболел и умер, будучи 53- летним ещё крепким мужиком.

В некоторые кулацкие дома поселяли бедняков. Семья Ильи Ашутова была раскулачена и поселена в баню, а в доме стала жить семья одного из тех, кто занимался раскулачиванием. Хозяином он оказался нерадивым. Дров на зиму не запасал. Больно было кулаку глядеть из оконца бани, как новые хозяева его дома ломают изгородь и пилят деревья из сада на топливо.

Среди раскулаченных были семьи Ашутовых, Суродиных, Даняевых, Четвертаковых, Бодякшиных, Надёжкиных и др…

В 1930 г. в марте в селе организовывается второй колхоз «Победа». В колхоз пошли середняки видя, как власти расправляются с богачами и опасаясь этой же участи. До 1934г скот размещался по частным дворам. В 1934г. строятся деревянные и глинобитные животноводческие помещения. Первой колхозной дояркой была Лукерья Миронова.

В 1937г. на полях появились первые трактора-колёсники. В урожайные годы колхозникам на трудодень выдавали по 2,5 - 3,5 кг зерна. Но были и неурожайные годы. В 1939 г. на трудодень выдали по 900 г.

Жизнь в колхозе шла, все работы проводились организованно, хоть и техники почти никакой не было. Всё обрабатывали вручную. В сенокос мужчины выходили с косами, а бабы с граблями. Уборка так же проходила, на жнейках-самосбросках, лобогрейках, косой – всё успевали убрать до осенних дождей. Пергалей, прогон, Барское поле, Жилище – названия колхозных полей.

Случались в селе и трагедии. В конце тридцатых годов на Барской улице (ныне Буденного) загорелся дом Суродиных, огонь перекинулся на соседние дома, в результате сгорело ещё 11 дворов. В огне погибла скотина, люди остались без крова.

     В 1941 году начинается ВОВ. На фронт ушли из села 250 человек. Почти из каждой семьи призывались по1-2, а то и по 3-4человека. Призывались не только мужчины, но и женщины. Это  Е. Вирясова, О Летюшова, Е. Жданкина.

      Для нужд фронта были отданы лучшие лошади из хозяйств. Колхозники с фронтом делились самым последним: сушеным картофелем, теплыми варежками, носками.

       В селе зимой 1941 года появились беженцы из под Смоленска. Всего их было 10 человек. Жили они на квартирах у колхозников до 1945 года, работали как  и все коренные жители в колхозе.

Во время войны женщинам пришлось осваивать мужские профессии. На тракторах работали Т.Г. Надёжкина, Д.М. Бодякшина. Сельский совет возглавляла В.И. Надёжкина.

   С войны не вернулись в село 134 человека. Погиб в фашистком плену Жданкин Андрей Петрович. Надёжкин Иван Иванович вернулся из лагеря, но ему пришлось пережить немало трудностей, так как в Сталинские времена он подвергался гонениям.

       Хоть и старались женщины и старики сохранить колхоз, но хозяйство без мужчин всё же пришло в упадок. Износилась техника, снизилось погодовье скота, а тут ещё и засуха 1946 года.

       Мужчины возвращались с фронта и сразу же шли работать в колхоз. Кто бригадиром, кто трактористом, кто скотником. Жизнь потихоньку стала налаживаться.

       В послевоенные годы рабочих рук не хватало, но несмотря на это девушек из села посылали в порядке трудовой повинности в Балахну на торфяные разработки.

       К началу 50-х годов в селе насчитывается около трёхсот дворов. Жизнь потихоньку налаживается. В 1955 году колхозы «Борец» и «Победа2 объединились в одно хозяйство «Сталинский путь». Селяне начинают отстраивать обветшалые дома. Председателе колхоза в эти годы был Ревягин В.И. Именно в годы его работы отменяются трудодни, люди начинают получать живые деньги. Колхоз становится одним из передовых.

В 1957-59 г. село электрифицируется. В начале 60 г по Пермеёву насчитывается 250 дворов. В эти годы в связи с тем. Что колхозникам стали выдавать паспорта, многие уезжают из села в город, в особенности молодёжь.

    В конце60-х г. в связи с всеобщим укрупнением к колхозу присоединяются два соседних хозяйства – колхоз «Работник» (М.Болдино) и колхоз «Непобедимая Рать» (Садовая). В общее хозяйство объединились 4 населённых пункта и он стал называться «Власть Советов». Его возглавляет А.А. Миронов. Колхозников насчитывается 650 человек. Земли – 5956га из них 3994 га пашни.

     В начале 70- х г. начинается в селе строительство. Построен кирпичный завод, строятся квартиры для специалистов и колхозников, новые кровники, мастерские, комбинат бытового обслуживания, свиноматочник на 1000 голов, начинается строительство нового магазина, детского сада.

     Молодёжь стала оставаться в Пермеёве, так как появились рабочие места, жильё. Каждая семья имела возможность получить земельный участок в 50 соток.

         В начале восьмидесятых начинается строительство новой школы. В 1988 году она приняла учеников. В это же время начинается стороительство Дома культуры и Фельдшерско-Акушерского Пункта, столовой.  Тогда же полностью заселена улица Молодёжная, на ней насчитывается 19 двухквартирных домов, а всего по колхозу насчитывается 51 квартира.   В конце 80-х начинается строительство новой улицы – «70 лет октября».

       В колхозе действует свой асфальтовый завод. Сельские дороги заасфальтированы почти полностью.

        В девяностые годы, как и везде в сельской местности в Пермеёве начинаются трудности.                                                                             
Просмотров: 3628 | Добавил: Semen | Рейтинг: 4.2/5 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 23.04.2024, 10:08
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
ERZINFORM
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz